19:16

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
Одна глава Анны Карениной стоит 10 "Улиссов" Джойса. А стыд, переживаемый за героев, скажем, "Идиота", не идет ни в какое сравнение с псевдоужасом и омерзением от героев Кафки. И если, казалось, совсем недавно, игра ума и фуршет слов заставлял меня скупать только-только разрешенного к печати Набокова, Джойса или Сартра то теперь, набив достаточное количество шишек и шрамов на голове, я подготовил ее к восприятию русской классики. И,знаете, я готов с пеной у рта доказывать, что мировая литература даже в самых лучших своих образцах не приблизилась к Толстому и Достоевскому. И что ни один школьник, даже самый продвинутый, не способен это оценить. Четыре раза читая "Крейцерову сонату" в разные периоды жизни, я открывал разительные перемены в собственной, как мне казалось, неизменной лишности.
Одно очевидно - отложив в сторону подобную книгу, я все дальше засовываю в жопу самолюбивое намерение писать художественную литературу. Хорошо хоть блог есть для снятия напряжения :)

Комментарии
26.07.2009 в 19:37

Среди школьников найдутся те, кто способен оценить русскую классику. Просто не все в школьном возрасте бывает понятно, и это нормально.
Я вот больше всего люблю "братьев Карамазовых", но я думаю, что западная литература ничем не хуже. Вспомнить Хемингуэя хотя бы, или Диккенса.
26.07.2009 в 20:13

Собака лает, ветер уносит...
Скажу больше :)), ни один человек не способен вместить понять и оценить Евангелие или хотя бы Зогар. А вся мировая литература, так или иначе, — импровизации на тему Священных Писаний, которые есть у человечества.
26.07.2009 в 20:46

Чтобы добраться до источника, надо плыть против течения.
И я больше всего люблю "Братья Карамазовы" ))
Да и вообще всего Достоевского )
И "Анна Каренина" тоже очень нравится )
А вот в окружении почти никто не любит и не читал %) Так необычно.
26.07.2009 в 20:49

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Да... Самое лучшее из всего, что было когда-либо написано в мире - это Библия. Всё остальное - лишь человеческие измышления на тему, производные от неё.
26.07.2009 в 21:21

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
MasterWind cryptomeria Всё остальное - лишь человеческие измышления на тему, производные от неё. Часто сталкиваюсь с этим мнением, почти дословно его цитируют самые разные люди. Впечатление от этого смазывается и возникает ощущение ммм... неофитства, что ли, или миссионерской упертости, извиняюсь за грубость. Если рассматривать Ветхий завет как сборник сюжетных линий для будущего кинематографа, то- таки да, постарались ребята, если бы заявили авторские права, снять сейчас что либо было бы невозможно. Если развинчивать капсулы с цитатами из Завета Нового, а к ним лепить длинный свиток комментариев богословов, то все возможные сочетания нравственных понятий так же будут исчерпаны.
Но в том то и дело, что "ни один человек не способен вместить понять и оценить Евангелие или хотя бы Зогар." Поэтому попытаемся для начала понять "Крейцерову сонату", сравнить повседневных Кити и Вареньку и утонуть в бездонных глазах князя Мышкина. Желательно, не слушая при этом объяснения учителя литературы или комментарии литературоведов.
26.07.2009 в 21:24

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
Чтение помогает понять уже прожитое. То, что не прожил, или хотя бы до чего не коснулся - можно понять умозрительно, но как далеко от этого до перемен душевных, когда не внушение "хорошо-дурно", а потребность души руководит поступками.
26.07.2009 в 21:30

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Поэтому попытаемся для начала понять "Крейцерову сонату"
Просперо Хм... «для начала»? По-моему, это в корне неверный подход. Курицы раньше яйца не бывает.
Что останется от романов Толстого и Достоевского (а равно и от всех остальных), если вырвать их из контекста христианства?

а к ним лепить длинный свиток комментариев богословов
А не надо ничего лепить. :)
26.07.2009 в 21:42

Библия - не база для литературных и кино сюжетов. Зачем её ставить во главу угла?
26.07.2009 в 22:12

Может я буду совсем не в тему, но...
"я открывал разительные перемены в собственной, как мне казалось, неизменной лишности"
Кхм... :nope:
26.07.2009 в 22:19

Собака лает, ветер уносит...
Carnet тем не менее стоит :), и сюжеты из нее или со ссылкой на нее, пусть опосредованно, с оглядкой, в выстроенную именно ей систему ценностей, черпается всё пост-христианское искусство :). От этого невозможно абстрагироваться.
Просперо а в каком контексте я должен тонуть в чьих-то бездонных глазах? :)) Вне контекста не бывает. А если, утопая, я посмотрю таки на тот контекст, относительно которого воспринял, то всё окажется вторичным, десятеричным, «испорченным телефоном», частным мнением, чужими эмоциями, которые вполне могут оказаться мне близки :), это может оказаться и в моем опыте. Что мне это всё даст? Ничего. Кроме томления духа :) или дурной радости что не один я такой призвезденный, как оказалось. Ну не один, дальше-то что? :) Ну испытывают одни люди то-то по такому-то поводу, а другие то-то, третьим по барабану. И что? Это всё психология. В этом киселе можно кувыркаться бесконечно. Что лично мне это дает кроме очередной иллюзии? Да ничего не дает :). Самообман.
Что вовсе не говорит о том, что искусство вообще и литература в частности, — глупые и ненужные вещи :).
Когда человек хромой, костыли ему в самый раз. Люди попроще довольствуются теми что есть. Народ погламурнее может покрасить их в розовый цвет и украсить зеленым горохом. Эстеты и снобы могут украсить каменьями и вязью из драгметаллов. Панки могут дерьмом измазать. И т.д. Но они не перестанут быть костылями по сути, что с ними ни делай. Когда здоровый идет с костылями — это абсурд. Если хочешь ясно рассмотреть нечто, не одеваешь светонепроницаемые очки или очки с разрисованными стеклами, искажающими предмет рассмотрения. От того, что в лучших (или во всяких) произведениях литературы я буду узнавать отсылку к тому или иному из сказанному Христом, это приблизит меня к Христу? Какой смысл обращаться к вторичному, если хотя бы формально узнаешь в этом отражение первичного?
Автор копается в себе, выдает на гора продукт из себя. Я рад за него :). На каком-то этапе взросления, разумеется, мне это было интересно. До того момента, пока не стало скучно. Скучно и бесперспективно. На кой хрен мне тратить время на чужие копания даже не во мне, на чужой взгляд, миллиард первый, но не мой. На его понимание, на его вкус, на его... всё его и ничего моего. Кроме эмоций. В 21 год, читая «Гений» Драйзера, я радовался :)), поскольку почти до каждой буквы узнавал себя тогдашнего, как в зеркало смотрел. Что мне это дало? Уже можно переоценить как-то :), достаточно времени прошло. Да ничего :).
Эстетическое наслаждение — это фишка. Большая, расписная фишка. Экстази. Иллюзия.
26.07.2009 в 23:24

"Женщина, которая..."
MasterWind
Эстетическое наслаждение — это фишка.
нууу...это уже перебор...Сереж..=)))
26.07.2009 в 23:39

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
cryptomeria Для большинства нынешних читателей классики никакого "контекста христианства" нет. Если не иметь ввиду совсем уж абстрактные "архетипы". Писатели апеллируют к божественной сути каждого человека и находят отклик. Иногда. Поэтому вырывай-не вырывай - "стучите и откроют вам".С чем я не могу согласиться - с тем, что чтение Библии-единственный способ открыть в себе Его любовь и почувствовать ее. И с тем, что надо счесть вторичными все книги и оставить только Писание и читать и перечитывать его до полного просветления.
MasterWind ну этот абзац как-то и комментировать сложно. Я бы подписался под всеми выводами. Если бы не сравнение с инвалидами людей, черпающих открытия для себя в чужих мыслях и в светской литературе. Жестко. И несправедливо. Есть сверхчеловеки, которые толкуют Книгу, понимают ее и никакие другие знания им не нужны - они все в них. И есть недоумки, которым нужны помощники и проводники. Эта кастовость твоего миропонимания мне претит,извини. Контекст ( и далось вам это слово!) существует для того, кто знаком с "окружающим" текстом. Можно сыпать цитатами из Библии и повторять поучительные притчи, говоря, что все остальное лишнее.Но при этом оставаться фарисеем и не чувствовать ничего из цитируемого. А кого-то пробъет кадр из фильма Альмадовара (только не надо про католицизм!) и он сумеет простить отца, откроет свое сердце любви и его посетит незапоздалое раскаяние.
И вот далось вам эта "вторичность" "третичность"... Ну пусть, я же не спорю. Пусть разглядите вы отсылки и аллюзии в тексте. Боюсь, это тоже "эстетическое наслаждение" особого рода. "Ааа.. послание апостола Павла к Коринфянам ,гл. : стих 15-й" И многозначительные пергляды посвященных. Дальше то что? Да ни одна поучительная притча из детской Библии не стоит моих рыданий над "Белым Бимом Черным ухом", после которой я начал подкармливать бездомных собак. И объяснял сыну, что значит бездумно раздавить жука, я не словами заповедей. Не все "хорошие мальчики" прилежно читают Библию и находят там ответы на свои вопросы. Они читают "Трех мушкетеров" и учатся дружбе и верности. И не вина человечества, что ему понадобились новые объяснения. Просто уж очень странная (и страшная) это материя - слово. "Нам не дано предугадать..." Пошел рисовать на костылях красно-белый ромбик за сегодняшнюю победу в дерби и метать фишки перед большой игрой. На очереди - "Игрок".
26.07.2009 в 23:40

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
Она падала вверх если тебя интересует конкретика- милости прошу в асю :)
26.07.2009 в 23:47

Просперо Или ты сменил асю, или одно из двух ))
Да и, собственно, я надеялась, что это очепятка. Ну или, на самый крайний случай, что я как всегда выпала из контекста )))), так как не читала это произведение ))
27.07.2009 в 00:06

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
Carnet не сомневаюсь, что найдутся :) В семье не без урода! :laugh:
Она падала вверх как ты догадалась, что меня там нет?! :) Я спать просто хочу очень и никак не оторвусь от экрана.
27.07.2009 в 00:08

Просперо ))) Я тоже очень хочу спать, но упорно сижу перед асей ))) (все, ушла)
27.07.2009 в 01:01

Нельзя ли и мне... в асю?
27.07.2009 в 01:03

Собака лает, ветер уносит...
Женщина, которая... обоснуй :)
Просперо да никакой кастовости :)), ты увидел в моих словах то, что увидел :)). Если я назову ребенка ребенком, а дядьку дядькой, по твоей логике, мне можно будет предъявить обвинение в шовинизме по кастовому признаку :)).
Берем твой текст. :) Например:
А кого-то пробъет кадр из фильма Альмадовара и он сумеет простить отца, откроет свое сердце любви и его посетит незапоздалое раскаяние.
Скажи, пожалуйста, :)) откуда возьмется «незапоздалое раскаяние» или «просто» раскаяние, вне контекста христианства , а следовательно — Евангелия? Вполне могу допустить, что может тронуть сердце, может вызвать сожаление, может пинуть совесть :), много чего может. Раскаяние не может. Однозначно. Хотя, допускаю, что в понятие «раскаяние», «покаяние», мы вкладываем отличные смыслы.
Но, отойдя от дурного разбора по буквам, а глянув на целое, можно сказать — ты как раз проиллюстрировал то, против чего возмутился :)). Ты объяснял сыну, что значит бездумно раздавить жука, я не словами заповедей, зная эти самые заповеди :))), ориентируясь на них, исходя из них, одевая их в ту форму, которая приемлема для детского ума и сердца, то есть, говоришь с человеком тем языком, который он понимает. Говоря словами упомянутого тобой ап. Павла, ты не пичкаешь дитя «твердой пищей», которую он не способен переварить и усвоить, ты даешь ему «молочко», которое он способен воспринять. Не вижу противоречий со мной сказанным.
Нет кастовости в моих словах и я не делю людей на плохих и хороших. Но, вне зависимости от моего отношения, люди таки есть разные. Продолжая свой контекст, есть христиане например, разной степени, разумеется, погружения. Есть «сочувствующие», имеющие ввиду :), типа интеллигенция. Есть безразличные, есть атеисты. Христианин исходит из Христа, сравнивает с Христом, размышляет от Христа. Читая книгу, глядя на картинку, кино, спектакль, он может соотнести нечто прочитанное или увиденное с Евангелием, это может дать ему некий толчок, мысль, некую ясность «вдруг» :) и т.д. При единственном условии — человек находится в том поле, которое способно породить это. Иначе говоря, это есть предмет его постоянного интереса, размышления. И, разумеется, Господь через что угодно может открыть Себя человеку, стремящемуся к Нему. И через предметы искусства, наверное, в первую очередь. Для человека, который еще нуждается именно в такого рода «пище». И таких, нас, почти абсолютное большинство :). Мы не погружены в молитву и размышление. Мы мирские :). Не по статусу, а по сути. Мы идем в несколько направлений сразу, а не в одно. Разумеется, мы ущербны в каждом из них при таком подходе.
Мы все инвалиды духа :)). Все, без исключения. Это классика. Не знаю, что тебя так возмутило в этом. Здоровому врач не нужен.
27.07.2009 в 05:26

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Просперо В общем-то, после Мастера мне добавить нечего, поэтому я коротко, по пунктам.
Для большинства нынешних читателей классики никакого "контекста христианства" нет.
«Контекст христианства» - осознаём ли мы это или нет - уже исторически заложен в наше подсознание. Я сейчас говорю о европейцах, хотя и Азия тоже в какой-то мере проникнута христианством. Мы в принципе не живём вне этого контекста, и писатели (тем более, из тех, что перечислены выше), апеллирующие «к божественной сути каждого человека», апеллируют, как ни странно, не к сути дикаря, поклоняющегося большому крокодилу и обедающего своим соседом, а к сути человека постхристианской эпохи, воспитанного в русле христианской традиции, вне которой европейского искусства просто не существует. И говорят они ему своими словами и в разных вариациях, по сути, о тех же самых христианских ценностях - о чем же ещё!
Короче, ничего иного и более гениального, чем слова Христа, человечество за 2000 лет не изобрело и изобрести не в состоянии, потому что это - откровение Бога о Себе, оно по природе своей метафизично, не от плоти и крови. Можно лишь мусолить его до бесконечности, подавая в разных видах под разными соусами, насколько каждый способен вместить и выразить...

Поэтому вырывай-не вырывай - "стучите и откроют вам".
А этой фразой ты сам же перечеркнул все свои возражения против «христианского контекста». Как видишь, вне его ничего нет.:)

С чем я не могу согласиться - с тем, что чтение Библии-единственный способ открыть в себе Его любовь и почувствовать ее.
Не единственный, и я этого не говорила. Для того, чтобы «открыть» и «почувствовать», вовсе необязательно вообще ничего читать. Для этого нужно совсем иное - личная встреча с Богом. А способов много.

И с тем, что надо счесть вторичными все книги и оставить только Писание и читать и перечитывать его до полного просветления.
Специально что-то считать вторичным не надо, потому как нет смысла в каких-то искусственных и формальных действиях. Когда человек в какой-то момент своей жизни вдруг прикасается к Источнику, то все его суррогаты естественным образом становятся вторичными и отпадают сами собой. Никто же не станет пить из лужи, образовавшейся от брызг родника, когда рядом находится сам родник...:)
27.07.2009 в 22:12

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
MasterWind видишь ли, про жука... я меньше всего думал о заповедях. Более того, попроси меня их перечислить, я затруднюсь. Я говорил чем отличается жизнь от смерти, и, действительно, говоил о Том, кто создал этот мир и о том, что отнять жизнь ты можешь, а вот вдохнуть ее обратно - нет. Мне не нужен был никакой "контекст". и еще я невольно вспомнил фильм Ким Кидука, в котором монах учит мальчика, убившего лягушку довольно жестоким образом, но так, что тот сразу понимает, что значит - убить живое существо. Вот cryptomeria уверена, что и Азия проникнута христианством. И что мы не живем вне контекста христианства. Не знаю, мне это не очень интересно, в каком контексте кто пишет и думает. Представляется избыточным и неестественным сводить опыт общения человека с божественным к одной Книге,объявляя все остальное (в том числе и религии) производным. Если эту самую Книгу католики с гугенотами не могли поделить и на несколько веков погрузили Европу в ужас и кровь, наверно маловато читать и толковать ее, и объявлять светское искусство искушением дьявола, как это было в средневековье.
А вообще я рад, что у меня такие просвещенные собеседники, бичующие язвы общества и указующие на нашу калечность и неполноценность, примитивность и слепоту именем Господа. Мной же наверно, руководят куда более низменные инстинкты, когда я в своих постах частенько занимаюсь тем же :)
27.07.2009 в 23:41

Собака лает, ветер уносит...
Просперо :))
и тут Остапа понесло...
Пурги ты нагнал конечно :))), откуда-то из другой степи :)
28.07.2009 в 00:07

"Женщина, которая..."
MasterWind
обоснуй
не буду, Серёж..=))

с тобой на какие-то темы говорить нельзя.
нет.
не так.
я не умею о них говорить с тобою..=))
28.07.2009 в 00:39

Собака лает, ветер уносит...
Женщина, которая... пока ты единственная :)
Просперо ты меня прости. Глупый разговор.
28.07.2009 в 00:44

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Просперо Да, и меня тоже прости. Зря я в это ввязалась.
28.07.2009 в 09:40

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
MasterWind cryptomeria разговор то не глупый...итог предсказуемый :) И свернул он в совершенно неожиданном для меня направлении. Отбросив в сторону спор о Библии и остальных книгах, я хочу сказать спасибо за мысль, которая давно мелькала у самого: копания автора в своей душе и в душах других, копания принятые в современном европейском искусстве, подчас болезненные и нездоровые, могут дать радостный эффект узнавания или себя или своего способа раскопок. И прав Мастер, основной итог этого - томленье духа. Что, правда, в условиях летаргии благополучной "постхристианской" цивилизации - уже что-то. Спасибо, собеседники!
28.07.2009 в 09:56

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
30.07.2009 в 13:11

Короче, ничего иного и более гениального, чем слова Христа, человечество за 2000 лет не изобрело и изобрести не в состоянии, потому что это - откровение Бога о Себе
Господи, как мелко, как недальновидно и как неумно.
Я не часто оставляю свои комментарии, но сейчас удержаться не могла.
Во-первых, откуда такая уверенность в приоритете христианства над всеми остальными религиями? И ведь, насколько я понимаю, здесь собрались последоавтели не христианства в целом, а более узкого направления - православия. Говорить о приоритете одно религии над другой также неуместно, как и говорить о том, что москвичи лучше питерцев или еще кого-нибудь.
Евангелие, как и Ветхий Завет, как и все остальные книги про религии и богов - всего лишь дело рук людей. Также как и иконы, иные изображения божеств (от камней до деревянных идолов). Это все необхродимо для толпы и для управления ею. Политология, социология и религиоведение раскроют вам глаза на происхождение религий (не путать с существованием Бога-)
Вы, спорящие, подменяете понятия - не Бибилия первична, а первичны сами люди, их взаимоотношения, котрые и легли в основу этих текстов. Так что все мировое искусство не повторяет сюжеты Бибилии, оно повторяет существующие с самого начала человечества сюжеты, эмоции, переживания. Иначе, если следовать вашей логике, то куда нам приткнуть произведения искусства, созданные до написания Библии (и откуда же, инетересно, черпали вдохзновение Древние Греки и Римляне? А египтяне? А шумеры?)
30.07.2009 в 13:12

И в третьих, чтобы с таким апломбом поучать всех насчет текстов Библии выучите сперва идиш и прочтите древние тексты на нем, поскольку трудности перевода пока никто не отменял, и на эту тему (толкование текстов) написано немало людьми умными, воцерковленными и любящими и свято верящими в Христа.
Так что, у меня ко всем просьба - будьте терпимы к другим мнениям и людям, не пытайтесь в безапелляционном порядке навязывать свое видение мира и свое отношение к религии - иначе вас будут принимать за фанатиков, лишенных способности видеть вокруг.
30.07.2009 в 14:03

Собака лает, ветер уносит...
30.07.2009 в 14:10

Felix qui potuit rerum cognoscere causas
Conciencia Осмелюсь заметить, на идише не написано ни одного древнего текста.:-D
Остальное - no comments.
Развеселили. Спасибо.:)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии