" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
Почти три года назад я решил начать вести литературный дневник. Что в моем возрасте просто аморально. Но я упорствовал, искал новые формы, которые на поверку оказывались взятыми биоптатами из меловых отложений во мне тонн литературы, проглоченных с 4 летнего возраста. Вот и сейчас - найдешь удачное сочетание слов, выстроишь симпатичный абзац, и ходишь-посвистываешь, радуешься, пока не откроешь очередную книжку и не прочитаешь:
"Ночью я шел по улице, расталкивая дома"
"Мы остановились перед стеклянным ящиком, в котором находился аллигатор. Хищный зверь казался маленьким и безобидным, словно огурец в рассоле. Его хотелось показать дерматологу"
"Контрабас лежал на боку. Он был похож на гигантскую, выдернутую с корнем редьку"
"Вечная ирония - любимое, а главное-единственное оружие беззащитных"
"Бывает, ты разговариваешь с женщиной,приводишь красноречивые доводы и убедительные аргументы. А ей не до аргументов. Ей противен сам звук твоего голоса"
И все... Как писать, когда уже написано - такое. И ведь это не знаменитые анекдоты или афоризмы, растасканные по газетам. Это просто будничные фразы-трудяги, без обертки и подсветки, которые Довлатов рождал с легкостью. Легкость довлатовской прозы обманчива. Как обманчива простота языка и филологическая скудость Чехова. Его кусочки из "Соло" можно было увидеть на копеечных брошюрках с кроссвордами и сальными анекдотами. Над ней можно хохотать, если читать ее сквозь сетку судоку. А можно,отсмеявшись, поперхнуться и замолчать надолго. Ощутив себя на мгновение тем, кем был он, по выражению одной из его самых любимых женщин - "человеком без кожи". И вот как просто оказывается, не прибегая к морализаторству и не жонглируя нравственными понятиями, без богоборства и скоморошества говорить о главных и понятных человеку любой национальности вещах так, чтобы било. Чтобы цепляло и оставалось надолго. Так надолго, что потом будешь находить целые абзацы,предательски торчащие из твоего дневника. И пора уже превратить мой "литературный" дневник просто в собрание цитат хороших писателей. Так честнее и полезнее.

"Ночью я шел по улице, расталкивая дома"
"Мы остановились перед стеклянным ящиком, в котором находился аллигатор. Хищный зверь казался маленьким и безобидным, словно огурец в рассоле. Его хотелось показать дерматологу"
"Контрабас лежал на боку. Он был похож на гигантскую, выдернутую с корнем редьку"
"Вечная ирония - любимое, а главное-единственное оружие беззащитных"
"Бывает, ты разговариваешь с женщиной,приводишь красноречивые доводы и убедительные аргументы. А ей не до аргументов. Ей противен сам звук твоего голоса"
И все... Как писать, когда уже написано - такое. И ведь это не знаменитые анекдоты или афоризмы, растасканные по газетам. Это просто будничные фразы-трудяги, без обертки и подсветки, которые Довлатов рождал с легкостью. Легкость довлатовской прозы обманчива. Как обманчива простота языка и филологическая скудость Чехова. Его кусочки из "Соло" можно было увидеть на копеечных брошюрках с кроссвордами и сальными анекдотами. Над ней можно хохотать, если читать ее сквозь сетку судоку. А можно,отсмеявшись, поперхнуться и замолчать надолго. Ощутив себя на мгновение тем, кем был он, по выражению одной из его самых любимых женщин - "человеком без кожи". И вот как просто оказывается, не прибегая к морализаторству и не жонглируя нравственными понятиями, без богоборства и скоморошества говорить о главных и понятных человеку любой национальности вещах так, чтобы било. Чтобы цепляло и оставалось надолго. Так надолго, что потом будешь находить целые абзацы,предательски торчащие из твоего дневника. И пора уже превратить мой "литературный" дневник просто в собрание цитат хороших писателей. Так честнее и полезнее.

Форма важна, конечно. Но форма без содержания - пустышка.
Мне содержание важнее, и то содержание, которое я вижу здесь, мне нравится.
Благодарю
Новое содержание придумать невозможно. И все,что остается искусству- это борьба за форму. И чем длиннее история, тем беспощадней борьба. Я думал,невозможно придумать форму без содержания. Оказывается- легко. Как-то принято обозначать эту ситуацию ничего не значащим словом "постмодернизм".
Увидела, прочитала, отреагировала. И не смогла промолчать. Падонки? Возможно...
Большинство цитат- из "Филиала" - поздней вещи. Где он особенно лиричен и беспощаден к себе.
Вот тут явно "школа дураков" - я не поняла о чем ты ))
Новое содержание придумать невозможно. И все,что остается искусству- это борьба за форму.
Знаешь, что интересно?
Содержание людей различно. Нет в мире... близнецов. Есть люди, кажется невзрачные, но которых хочется слушать. Есть люди - яркие обертки, в которых пустота.
Не всегда форма отображает содержание. А искусство, да пусть себе борется. Тебе важно? Хорошо. Мне - нет.
"Филиал" - роман Сергея Довлатова.
В молодо...гммм. В состоянии юношеского максимализма, я написал такое подражание Вишневскому:
"Я понимаю вас прекрасно. И мне доступна эта сладость.
В меня влюбляться ежечасно - вполне простительная слабость."
В сущности,это была эпиграмма, однако адресат,посмеявшись, себя не признал. И я подумал- а может,это я про себя?
Вот ты понимаешь, что ты написала?!
"Я понимаю вас прекрасно. И мне доступна эта сладость. В меня влюбляться ежечасно - вполне простительная слабость."
Был ли это экспромт, при большом скоплении народа, в заведении под названием "Макдональдс"? )) Или мне достался уже готовый вариант? ))
ЗЫ: почему-то прочитал сначала: "испытываю эротическое желание тебя читать" и возбудился.
www.morits.owl.ru/
ДОВЛАТОВ В НЬЮ-ЙОРКЕ
Огромный Сережа в панаме
Идет сквозь тропический зной,
Панама сверкает над нами
И машет своей белизной.
Он хочет холодного пива,
Коньяк тошнотворен в жару.
Он праздника хочет, прорыва
Сквозь пошлых кошмаров муру.
Долги ему жизнь отравляют,
И нету поместья в заклад.
И плохо себе представляют
Друзья его внутренний ад.
Качаются в ритме баллады
Улыбка его и судьба.
Панамкою цвета прохлады
Он пот утирает со лба.
И всяк его шутке смеется,
И женщины млеют при нем,
И сердце его разорвется
Лишь в пятницу, в августе, днем.
А нынче суббота июля,
Он молод, красив, знаменит.
Нью-Йорк, как большая кастрюля,
Под крышкой панамы звенит.
1990
"Три вещи может сделать женщина для русского писателя.
Она может кормить его. Она может искренне поверить в его гениальность.
И наконец, женщина может оставить его в покое. Кстати, третье не исключает второго и первого".
Сергей Довлатов.