01:28

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
"Летчики-пилоты,бомбы-самолеты
Вот и улетели в дальний путь.
Вы когда вернетесь? Точно я не знаю.
Только возвращайтесь хоть когда-нибудь!"




Ему не повезло со временем. Или...повезло? Ему бы детским писателем доживать свой век в Переделкино, раскланиваясь с царем Корнеем. А он, детский писатель, лучший и добрейший детский писатель, погиб в самом начале своей уже второй, Отечественной войны, пробиваясь с партизанами из окружения. Всадник неприступных гор, любящий жизнь, как никто другой, создавал свои детские книги из странного, совсем неподходящего материала: красные звезды, моторы самолетов,острые шашки,ржание лошадей, пыль, голод, обильно производимая пропагандой идеологическая шелуха, рукоплещущие усатому солнцу народов съезды... Его Мальчиша-Кибальчиша не пнул только ленивый. Тот, кто поленился в детстве прочитать самый светлый, самый солнечный самый летний рассказ "Голубая чашка", мудрейший "Горячий камень". И кто не читал "Дальние страны" и "Чук и Гек" и "На графских развалинах". А кто считает его советским писателем, от которого тошнило в школе, пусть извинят меня и всех, кому дорог Аркадий Гайдар - ну не было у той эпохи для вас других писателей, как верно заметил их главный читатель. И, мне кажется, мальчишки, державшие на полках его книги и перечитавшие их раз по сто, не могли вырасти подонками и мальчишами-плохишами. Потому что уж очень заразительно его добро, которое с кулаками и красными звездами на крыльях аэроплана.

Комментарии
09.12.2009 в 02:05

Просперо :hlop: А еще ему принадлежит гениальнейшая фраза: "И всё бы хорошо, да что-то нехорошо..."
09.12.2009 в 02:24

Просперо Наверно, он действительно мальчишеский писатель.:) я когда читала в детстве его повести - ощущала конкретное чувство неуюта... А осознала это уже потом.
09.12.2009 в 07:47

Любовью и единением спасёмся.
Мне он очень нравился, нравится и поныне. "Тимур и его команда" недавно перечитала, просто так, наткнувшись на нее в книжном шкафу. А "Судьба барабанщика", "Военная тайна" (которая нравилась мне чуть ли не больше "Тимура..." - какие замечательные книги.
09.12.2009 в 09:45

А я люблю Мальчиша-Кибальчиша..
09.12.2009 в 23:20

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
Ба, сколько единомышленников! Приятно. Надо будет почитать Мальчиша-Кибальчиша и Горячий камень сыну. Я лет в 5 по-моему и познакомился.
Что мальчишечий - не соглашусь. Хотя символизм больше понятен мальчишкам. Я знаю много мужчин ( и я в их числе), которые с удовольствием читают женскую прозу - в смысле женщин-писателей: Улицкую, Токареву, Петрушевскую, про Вер Павлову и Полозкову я уже говорил - лучшее в современной поэзии. Хотя символы - женские и считываться должны только женщинами. Но талантливая литература не имеет гендерных "перекосов", по-моему.
09.12.2009 в 23:21

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
shoose Да, отличная фраза, я про нее забыл :), спасибо! Будем друзьями!
09.12.2009 в 23:32

Просперо :friend: :) И спасибо, что заступились в предыдущей дискуссии, а то я даже не поняла, что человек хотел сказать...:)
09.12.2009 в 23:46

Просперосимволизм больше понятен мальчишкам - не уверена: символ пробуждает ведь не столько логические цепочки, сколько ассоциативные ряды,- а такое мышление свойственно в равной степени мужчинам и женщинам...
По поводу же гайдаровского символизма ... Символ имеет свойство расширяться "вверх", как некая перевёрнутая воронка, намекая на новые смыслы. Поэтизируемые же Гайдаром реалии (
красные звезды, моторы самолетов,острые шашки,ржание лошадей, пыль) - ценны для него сами по себе, как атрибуты жизни, летящей вперёд и стремящейся к свету. На мой взгляд, притягательность его прозы именно в этом векторе движения, в искреннем и чистом мальчишеском "драйве".:)
09.12.2009 в 23:50

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
aspidistra Блестяще. Согласен с этим маленьким литературным исследованием. Только я наверно не то слово употребил. Я имел ввиду символы, а не направление в искусстве. А они, как известно,бывают не только фаллическими. Бывают же и просто сны :)
09.12.2009 в 23:58

Дама, приятная во всех отношениях
Просперо
Прочитала и порадовалась. Спасибо за позитив. И я готова подписаться под каждым словом.
Гайдар и правда мальчишеский писатель, также как Буссенар или Стивенсон. И его книги - это сплошная мальчишеская романтика, только романтика не моря, пиратов, охоты за сокровищами или путешествий по джунглям, а романтика революции и борьбы за дело, которое считаешь правым.
И тут кто что предпочитает - и девочки играют в кораблики и машинки, и мальчики устраивают чаепития куклам. Да и чисто по-девичьи... я вот была влюблена в Тимура:)

А кто напирает на субъективность, тем я бы напомнила, что классики приключенческой литературы все были живые люди, и все тоже субъективны - тот же Буссенар вечно противопоставляет цивилизованных французов жестоким завоевателям-англичанам. Но это от нас далеко и непонятно, а вот в противостояние красных и белых каждый может бросить камень.
10.12.2009 в 00:08

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
kate-kapella А еще "Неуловимые мстители" и "Зеленый фургон" и ... Как же я ненавидел беляков! Как рубил в комбикорм крапиву, изображавшую деникинцев, деревянной шашкой из палки! А недавно читал воспоминания генерала Деникина и качал головой.
10.12.2009 в 00:17

Просперо "И мальчики иных веков наверно будут плакать ночью о времени большевиков" (с) :)))) Я у себя уже рассказывала, как показывала в кинотеатре муниципальным бабушкам "Адмирала" - они выходили зареванные и пафосно восклицали: "Боже, нам всю жизнь лгали!" Ну-ну, а теперь, наконец, правду сказали...) Просто один миф поменялся на другой - мифотворчество - одна из функций искусства, да и жизни тоже...:)))
10.12.2009 в 00:31

Дама, приятная во всех отношениях
Просперо
У нас в институте на первые двадцать пять лет двадцатого столетия был отведен целый семестр... и белых, и красных во всей красе изучали.
А недавно оглянулась назад - в 12 лет я была за красных, как нормальный советский ребенок, в восемнадцать за белых, когда стала понимать, что про красных нам все врали. В двадцать два закончила истфак и была ни за тех, ни за других - неизвестно кто из них хуже. А теперь - странное дело - но я кажется снова за красных (тех красных, времен гражданской войны и интервенции). Потому, что романтика нереальных идеалов мне все равно ближе, чем бездумная служба прогнившей империи.
10.12.2009 в 00:58

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
kate-kapella Жаль только, что не потерявшие головы во время гражданской романтики от революции, наивные борцы за справедливость еще до Отечественной сгинули в мукомольном комбинате дядюшки Кобы. Хотя жернова поначалу крутили такие же наивные романтики, боровшиеся за "спасение страны". А вот потом пришли профессиональные мельники, знающие, почем фунт муки. И все же, история - продажней искусства. Она за красный леденец покупает художников. И те ей служат...
То, что произошло в 17-м с Россией, логичнее всего объяснить внеддрением инопланетянина-оболтуса в сознание масс целой страны с целью получить "трояк" за лабораторную.
10.12.2009 в 01:14

Дама, приятная во всех отношениях
Просперо
Если бы. 17-й год возник не из неоткуда. До него была проигранная русско-японская, кровавое воскресенье, революция 1905 года, дарованные и вновь отобранные свободы, бездарное правление слабого монарха, отстранение талантливых в угоду амбициям, бездарно профуканная Первая мировая, трусливое запоздалое отречение после февральской революции... Нет, октябрь 1917 года был логическим продолжением всего этого. И в одном большевики были правы - власть валялась на земле, подобрать ее мог любой. Подобрали те, у кого хватило... смелости, а может быть глупости, и уже точно - наглости. Но главным свидетельством того, что октябрь был не случаен, стало то, что большевики со всей их глупостью, жестокостью и узколобостью выиграли гражданскую войну. Все равно они казались лучше своих противников.
А еще мне очень нравится фраза. которую Сабатини взял эпиграфом к "Скарамушу" - о том, что проливающие слезы над ужасами революции, пусть прольют и слезу над ужасами ее породившими.
10.12.2009 в 02:27

охренительной, невероятной силы стихи

Юнна Мориц
www.morits.owl.ru/

w w w

Не ходите, мальчики, по чужим костям,
Собственных костей не соберёте.
Призрак ваш свихнётся, собираясь по частям -
Ноги в поле, руки в море, голова в болоте!

Не гуляйте, мальчики, по чужой крови,
Собственная кровь приснится в кране.
Будет порча в доме, в теле порча, и в любви,
Жгучий холод, сучий голод, старость тараканья!

Не копайте золото из чумных могил,
Страшные кладовки отомстятся.
Вам прививки делали от других бацилл -
От желтухи, от краснухи – не от святотатства!

Да хранит вас, мальчики, воля высших сил,
Дьяволу души не поручайте,
Даже если в шутку он об этом попросил.
Меч разящий, свет слепящий – вот как отвечайте!

Не ходите, мальчики, по чужим костям,
Не гуляйте, мальчики, по чужой крови,
Не копайте золото из чумных могил,
Да хранит вас, мальчики, воля высших сил!

www.morits.owl.ru/
10.12.2009 в 10:05

Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку. И.П.Белкин
Удивил, Просперо, удивил.

читать дальше
10.12.2009 в 12:44

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
Андрей Резе Не сомневался, что если кто это здесь опубликует, так это разрушитель легенд, ниспровергатель авторитетов, Андрей Резе! :) Я читал что-то подобное, думаю, многое там правда. Именно таким он и был. Мальчишка с неуравновешенной психикой, дорвавшийся до оружия. Правдивы ли кровавые подробности - думать не хочу. Ты мое отношение к "документальным свидетельствам" знаешь. Не свихнуться в годы гражданской удалось немногим. Думаю, большинство документов в архивах нам показать просто не решатся никогда. Зверства красных.зверства белых... Фашисты тоже не были выродками с тремя головами.
Я никогда не стремился изучать биографии писателей. Они редко бывают симпатичны (Есенин, Маяковский, Свифт, Бодлер, Достоевский) и мне не доставляет удовольствия копаться в их страхах и фобиях. Практически ни у кого не было нормальной семейной жизни, порядочного потомства... а панопникум пороков меня занимает мой собственный. Там есть на что посмотреть.
То, что создает художник, перестает нести отпечаток его душевных страданий. Ну, или почти перестает. Это длинный разговор и не в тему. Он меня давно интересует. Глядя на врубелевского демона можно о чем-то догадаться. Но там же в психушке была и "Сирень", а его "Пан" - вообще лучшая и светлейшая картина на мой взгляд. Искусство - это зеркало, как ни банально. Кто подходит, того и отражает. Бери, черпай с полок и из музеев то, что тебе близко - и станешь тем, что ты есть сейчас.
Гость Отличные стихи отличной поэтессы. Но пистолеты и сабли у своего сына я отбирать не буду. Специально вооружать и покупать камуфляж не буду. Но если сабля из палки а пули из шишек - сам поучаствую. Мальчишкам нужны враги. Без них они теряют кальций и воображение. Так они устроены, и это не влияние социума, а голоса палеолита.
10.12.2009 в 12:49

" Не так подробно, Господи!" В.Павлова
kate-kapella Наверное так. Наверное, не из ниоткуда. Я не люблю историю, но мне страшно интересно, как эта хрень работает. И, кажется, некоторые ответы я нашел. В этологии - науке о поведении животных. :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии